Учитель завуч директор Черноморской СШ № 1 Тремба О А

 

Учитель завуч директор Черноморской СШ № 1 Тремба О А — авторское видео

Беседа о жизненном пути, об учениках и учителях, о школе, в которой необходимо не только обучать, но и воспитывать детей…

Подготовил и провел беседу учитель — методист физвоспитания Черноморской СШ № 1 — Сыроежко Владимир Дмитриевич.

Автор фото и видео: Егор Крабов.

Дополнительно использованы фото из архивов: Николая Смирнова; Людмилы Титовой; Ольги Трембы; Владимира Килина; Ларисы Левчиковой ( Щечкиной ); Тамары Папуши и других.

Черноморское, Крым,   Россия.

Снято: 20.09.2016

 

           Учитель завуч директор Черноморской СШ № 1

Посмотрите на фотографию, вам знакома эта женщина? Может, кто-то из старшего поколения черноморцев вспомнит? Правильно, это Ольга Алексеевна Тремба, которая в свое время много лет работала учителем физики в Черноморской средней школе № 1 и семнадцать лет была ее директором.
Раннее детство Ольги Алексеевны выпало на военные годы, какая уж там учеба. Но сразу же после освобождения Черноморского от немецко-румынских захватчиков она пошла, как и все дети школьного возраста, учиться.

Третий и четвертый классы прошла одновременно, успешно сдала экзамены за четвертый класс, как тогда и надо было. Окончив среднюю школу, поступила в учительский институт, но стала не математиком, как советовал ее школьный преподаватель, зная отличные способности своей ученицы в этом предмете, а физиком…

Вся трудовая биография О.А. Трембы — учительская, педагогическая работа, это не один десяток лет. Самоотверженный труд этот, умелое руководство учительскими и ученическими коллективами были отмечены правительственными наградами.

Ольга Алексеевна — Отличник народного образования в 1964 и 1979 годах, а в 1971 году ей вручен орден «Знак Почета». Но истинной наградой за свой труд она считает создание дружного коллектива учителей-единомышленников, здорового ученического коллектива, когда и педагоги, и их подопечные способны решать большие задачи воспитания и обучения.

Сама она все годы работы в школе являла собой пример доброты, человечности, благородства. Имея высокое звание — Учитель, она именно таким Учителем и была.
О.А. ТРЕМБА отвечает сегодня на вопросы о своей педагогической работе, о том, как она оценивает учительский труд, и размышляет: какое место в жизни человека занимает Учитель.
— Ольга Алексеевна, начнем сначала — с начала вашей педагогической деятельности.
— В выборе профессии мне помогли мои школьные учителя, которых я всю свою долгую жизнь вспоминаю с благодарностью, как и родителей за их поддержку.

После института я оказалась (по запросу районо) в Черноморской средней школе, где сама училась и где было много учителей, которые меня учили.
— Интересно, с какими чувствами вы ожидали встречи со своими первыми учениками?
— С чувством особой ответственности и, конечно, со страхом.

Но учащиеся 10 «а» класса встретили меня радушно, вежливо, и мои страхи сменились радостью, уверенностью в себе и своих силах. Ребята активно работали вместе со мной на уроках, на первом же уроке нашлись смельчаки, Саша Степаненко и Юра Ковалев, которые согласились провести опыт получения статического электричества и объяснили, как обеспечить безопасность проведения таких опытов.

Этот урок ребятам понравился, о чем мне потом сказали учителя, поздравляя с началом трудовой деятельности в школе. И я поняла, что профессию выбрала правильно.
— А как складывались отношения с коллективом учителей, с родителями?
— Уже через месяц мне дали классное руководство в том же 10 «а» классе.
Первое, что я посчитала нужным сделать, — посетить своих учащихся на дому. Я познакомилась с их родителями, с каждым побеседовала. Это я считала всегда очень важным.

Позже, когда уже была завучем, а затем директором школы, всегда уделяла большое внимание работе университета педагогических знаний для родителей при нашей школе. На меня была возложена обязанность руководить этим университетом.

Подбиралась тематика лекций, составлялись группы родителей соответственно возрасту учащихся, планировалось проведение родительских конференций, конференций отцов.

Да, обучались работе с детьми отцы, для них проводились специальные лекции, например, по антиалкогольной тематике. В классах проводились сочинения на такие темы: за что ты любишь своего папу, в каких совместных с отцом мероприятиях участвуешь с удовольствием (поход, рыбалка, сбор грибов и так далее).

Я пришла к выводу: надо работать не только с учащимися, но и с их родителями! Учителя читали лекции на занятиях университета педагогических знаний, а также выходили с этими лекциями в трудовые коллективы, на предприятия, где трудились родители наших учащихся, то есть учителя были пропагандистами.

В школе и внеклассную работу должны вести учителя, которые знают своих учащихся, их интересы, запросы, увлечения, знают и их родителей.

Вот недавно, при подготовке к выборам, на дебатах кандидатов в депутаты парламента, обсуждался в том числе и вопрос о том, в чем состоит основная задача современной школы — в обучении или в воспитании? И ответ был: главное — обучение, а воспитанием должны заниматься родители.

У меня тут же возник встречный вопрос: а кто тогда должен учить родителей, ведь далеко не все из них знают педагогику, детскую психологию, многие вообще считают, что, отдав ребенка в школу, могут отдыхать.

А я считаю и твердо в этом убеждена, что   обучение и воспитание – процессы неразделимые, взаимосвязанные, дополняющие друг друга.
— Ольга Алексеевна, а как, на ваш взгляд, оценен сегодня труд учителя?
Недостаточно. И в советские времена зарплата у учителей была небольшая, но тогда все жили очень скромно, а сразу после войны многие даже бедствовали. Но как-то не было принято спрашивать, кто сколько получает даже за 18 часов нагрузки. При этом к труду относились очень ответственно и серьезно.

Мы, учителя, вместе со школьниками весной и осенью постоянно участвовали в работах на полях своего колхоза или совхоза, в ремонтах классных комнат и кабинетов. За школой был закреплен участок с виноградниками — там учащиеся работали, а на заработанные средства ездили потом с экскурсиями по стране.
— А какою вам видится современная школа?
Сейчас бесконечно меняются учебники и программы, ввели заполнение электронных журналов, много всяких бумаг. Да, за это учителям дополнительно доплачивают, но кто проверяет, как используются на практике новые методики, программы и учебники? Как эти новшества учителя воплощают в жизнь и главное — как все это помогает им в работе с детьми?

Считаю что уроки рядовых учителей директора и завучи должны посещать обязательно и регулярно, потому что они — учителя учителей, так как и директор, и завуч, каждый из них — прежде всего учитель по тому или иному предмету. В свое время я объявляла все свои уроки открытыми.
Что, Ольга Алексеевна, вы считаете наиболее важным — материальную заинтересованность в работе или призвание учителя?
— Естественно, на первом месте — призвание, а уже потом, параллельно, — материальное обеспечение, так как, повторюсь, учитель для детей и их родителей всегда и во всем должен быть авторитетом.

А какой у него будет авторитет, если он со своей более чем скромной заработной платой не имеет возможности, к примеру, даже прилично одеться, выглядеть по-современному. А ведь встречают по одёжке…
— И последний вопрос, который я вам, Ольга Алексеевна, хочу сегодня задать, такой: какие качества учителя, педагога вы бы поставили на первое место, во главу угла этой профессии и этой работы?
— Прежде всего, учитель должен быть разносторонне развитым и хорошо знать детскую психологию.

Далее — ему просто необходимо быть добрым, уметь прощать, сочетая при этом требовательность со справедливостью и умелым использованием поощрения и наказания. Если ты пришел в школу по призванию и обладаешь всем тем, что я только что назвала, — быть тебе настоящим учителем!

Пользуясь случаем, хочу поздравить с профессиональным праздником, Днем учителя, всех бывших учителей, моих коллег и всех тех, кто сегодня идет к детям в классы, и пожелать здоровья, успехов и достижений в труде.
— И вас, Ольга Алексеевна, с праздником и с 86-летием со дня рождения! Здоровья вам и долгих лет жизни! Пусть не забывают своих учителей все обучающиеся!

Владимир СЫРОЕЖКО, учитель-методист
Черноморской школы № 1 К печати подготовила Любовь ЧЕРНОГОРСКАЯ

Учитель завуч директор Черноморской СШ № 1

Поделиться ссылкой:

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.