Свято Успенский Монастырь Бахчисарай
Закажите частную поездку-экскурсию на легковом транспорте
Как найти. В двух километрах от Бахчисарая в скале на краю отвесного обрыва, много веков назад возник Успенский монастырь, один из самых древних в Крыму.
Существует множество легенд о возникновении храма. По одной из них пастух по имени Михаил увидел на скале в семи саженях от земли икону Богоматери и горящую свечу перед ней. Жители села с большими почестями перенесли икону в селение, но утром она вновь оказалась на том же самом месте на скале. Тогда поняли люди, что Божьей Матери угодно, чтобы ее икона находилась именно здесь. И высекли они в скале храм, а к храму ступени и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере — ущелье Святой Марии.
Монастырь основан предположительно в конце VIII — начале IX вв. в эпоху феодальных отношений в Крыму и иконоборничества в Византии.
Императоры Исаврийской династии преследовали духовенство и монахов, разрушали монастыри, уничтожали иконы. Монахи и почитатели икон бежали из Византии в Крым. Здесь, на неприступных скалах, возникли многочисленные монастыри — Шулдан, Челтер, Качи-Кальон, Успенский монастырь. Успенский монастырь с XV в. стал центром христианской церкви в Крыму. В начале это был небольшой скит. В период Крымского Ханства русские цари Федор Иванович и Борис Годунов покровительствовали Успенскому монастырю. Пленники, которые содержались в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и христиане и мусульмане. Основатель династии Гераев перед военным походом, просил помощи у Пресвятой Богородицы.
Это не помешало хану обложить монастырь тяжелой данью, его материальное положение становится бедственным. Жизнь среди мусульманского владычества была тяжела и для христиан, живущих в долине, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего. В годы, предшествующие присоединению Крыма к России, жизнь в монастыре затухает.
В 1783 г. Успенский монастырь превращен в кладбищенскую церковь. Перед монастырем могилы русских Генералов Вревского и Веймарна, погибших и битве при Черной речке, кладбище русских солдат, погибших в годы Крымской войны. Во время первой обороны Севастополя в монастыре размещался офицерский госпиталь.
В 1818 году пещерный храм посетил император Александр I. При осмотре монастыря он спросил: «Где место явления святой иконы?» И когда ему указали на стену с изображением на ней лика Богоматери, он, поднявшись по лестнице, приложился к иконе и собственноручно прилепил пред ней в каменной стене горящую свечу. В 1850 году Успенский монастырь был частично восстановлен, возобновилась монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В него вошли пещерный храм Успения Богоматери и три пещерные кельи. Монахи расширили, сделали более удобной дорогу, ведущую к монастырю, территорию огородили каменной стеной, соорудили колокольню. Началась Крымская война. Во время обороны Севастополя 1854—55 годов в монастыре расположился госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых. Умерших воинов хоронили на противоположном склоне долины, здесь у кладбища позднее выстроили Георгиевскую церковь.
После войны начинается восстановление монастыря. Отремонтировали храм Успения Богоматери и лестницу. На месте явления чудотворной иконы Божией Матери построили балкон и отреставрировали роспись — в центре образ Богоматери с Младенцем, по разные стороны от нее два ангела и семь херсонесских священномучеников. Фреска освещалась неугасимой лампадой, по бокам была украшена витыми колонками. В высеченном в скале помещении, устроили ризницу и библиотеку монастыря. К началу XX века здесь был отстроен значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий, расположившихся в три яруса. На самом верху — Успенский храм, и церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня. У подножия лестницы — дом для настоятеля с фонтаном, Иннокентиевская церковь и три пещерных келий. Внизу в долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и две гостиницы. При въезде устроили ворота с двумя кельями.
В 1896 году восстановили древний подземный водопровод, который шел от источника. Монахи не приняли революцию, и в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре, обитель закрыли. Имущество монастыря было разграблено. На его территории была создана трудовая колония имени Артема. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине. Церковные книги и культовые вещи свалили в одной из комнат колонии, где они пришли в негодность, книгами топили печи. Здания продолжали разрушаться, погибли церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года довершило разрушение храмов, их разобрали на стройматериалы.
Его возрождение началось в 1993 году. Сейчас это действующий мужской монастырь, здесь проводят службы и экскурсии для туристов приезжающих полюбоваться на это рукотворное чудо.
Дорога к монастырю идет по живописной балке Марьям-Дере. Из бывшего села Староселье сразу за мостиком через Чурук-Су, предстоит подъем по каменистой дороге. Справа нависают огромные каменные глыбы, а слева обрыв глубокого ущелья. Отвесные огромные скалы в одних местах гладко стесаны рукой человека, и в них вырублены пещеры; в других местах они причудливо испещрены выбоинами и промоинами, как бы от прибоя волн, — следы выветривания в течение многих тысячелетий… Через полкилометра подъема, неожиданно, высоко над головой, высеченный прямо в скале, возникает белоснежный Успенский храм. К его основанию ведет красивая величественная лестница. Вся стена вдоль лестницы занята рельефными изображениями монастырей и храмов с разных концов света. У каждого изображения есть маленький ковчежец, в котором хранится земля, привезенная паломниками из святых мест. Монастырская колокольня сложена из известняка, одноярусная, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной позолоченной крышей в виде шатра. Над храмом в нише с витыми колонками икона Божьей Матери.
У основания лестницы фонтан с ангелом наверху. Слева дом настоятеля, построенный в середине XIX века. С площадки перед храмом открывается чудесный вид на ущелье с остатками греческого поселения . Напротив, в скале видны необычные постройки, напоминающие украинские хаты, только крыши их не из соломы, а свисающие скальные породы, к которым пристроили стены. Это подсобные помещения монастыря.
Как добраться. Подъехать к монастырю удобнее с кольца, расположенного перед Бахчисараем со стороны Симферополя. Через 2 мин — поворот налево- есть указатель (Свято-Успенский монастырь 2,5 км) и по объездной через 3-5 мин еще раз налево, мимо Ханского дворца и далее по живописной дороге среди отвесных скал до бывшего села Староселье (Салачик). Вы возле цели. Можно проехать на городском автобусе до конечной остановки или пройти пешком от начала улицы Розы Люксембург, где по правой стороне под № 5 числится старая мечеть Тахталы-Джами (построена в 1707 году). Возле нее в стене фонтан.
Координаты для GPS: 44°44’39″N 33°54’40″E
Во время турецкого вторжение в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи него утвердилась новая столица Крымского ханства – Но несмотря на все это, а также благосклонность хана, материальное положение монастыря было бедственным, поэтому монахи не раз обращались за помощью к русским царям. Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам православных государств молится среди единоверцев и сделало монастырь резиденцией митрополита.
Главной заслугой монастыря в это нелегкое для крымских христиан время было то, что он стал центром православной жизни, поддерживал в христианах их дух и защищал святую веру.
Шло время и монастырь, видимо, ветшал. К концу XVIII века монастырская церковь, хоть и была действующей, находилась в плохом состоянии. В монастыре намеривались начатьстроительство нового храма, но этим планам не суждено было сбыться, так как в это время проихзошел исход христианского населения из Крыма, в котором Успенскому монастырю довелось сыграть особую роль. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства.
Само переселение христиан было связано с упадком христианства в Крымском ханстве, а также с тем что это было выгодно России в борьбе с Крымским ханством и присоединение территории Крыма. Помимо земель Россия выделила на осуществления переселения крымских христиан 230 тысяч рублей. Впереди вериницы подвод переселенцы несли чудотворную икону Божией Матери Одигитрии.
Основывая новые села, переселенцы называли их именами тех мест, откуда они вышли. Переселенцы из греческой деревушки Мариамполь основали поселение, позже ставшее городом Мариуполем. Там был построен Успенский храм, где долгое время хранилась икона Богоматери Одигитрии.
Но полного запустения Успенский монастырь в эти годы не узнал. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение от хана Шагин-Герея он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии поместили икону Успения Богоматери, подаренную бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата.
Все больше людей приходило к святому месту.
Свято Успенский Монастырь Бахчисарай
Контакты Монастыря:
Украина
Крым
98400 г. Бахчисарай
Мариампольское Ущелье
Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
____________________________________________
2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере,
проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала
г. Бахчисарая до ост.»Староселье»
_____________________________
Tел.+7(36554)4-74-74
Да, это безумно красивое место и очень высокая энергетика. Если есть возможность — обязательно посетите это место, если хватит сил, поднимитесь на Чуфут — Кале — это выше по дороге примерно пару км. в горку… :)
спасибо, в закладки